Причастие

 

Таинство ПричащенияПричащение — Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Таинство Причащения именуется также Таинством Евхаристии (от греческого слова “благодарение”).

Причащение — совершенно необходимая составляющая духовной жизни христианина. В этом Таинстве верующим дана возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом на Голгофе. Причащение соединяет верующих с Господом и между собой в единое Тело Церкви, укрепляет наши духовные силы в борьбе с грехом, исцеляет уязвленную грехами человеческую душу. Человек, ставший членом Церкви посредством Крещения, но не причащающийся Святых Христовых Таин, — если можно так сказать, сам отлучает себя от Церкви, от ее благодатной жизни.

Совершение Таинства Причащения

Таинство Причащения совершается во время Божественной литургии. После возглашения “Святая святым” священник разделяет Тело Христово на четыре части; одна из них погружается в чашу с Кровью Христовой, другой причащаются священнослужители, остальные две разделяются на мелкие части и, также погруженные в чашу, употребляются для причащения верующих.

После открытия Царских врат священник и диакон с чашей при возглашении: “Со страхом Божиим и верою приступите” — выходят на амвон. Верующие, приготовившиеся и допущенные ко причастию священником на исповеди, также встают близ амвона, положив руки крест-накрест на грудь, ладонями к плечам, правая рука — поверх левой.

Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед причащением, которой с благоговением внимают готовящиеся ко причастию:

“Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз [есть я]. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и в жизнь вечную, аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь , Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем [поведаю], ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

Да не в суд, не в осуждение будет мне причастие Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела, аминь”.

После этого хор начинает петь стих: “Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите”. Причастники по одному подходят и встают перед чашей, продолжая держать руки крестообразно и достаточно громко, чтобы слышал священник, называя свое церковное имя. Священник с помощью небольшой ложечки (лжицы) подает каждому из них частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Причастник вкушает со лжицы Святые Дары и глотает их при произнесении священником слов: “Честного Святаго Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа причащается раб Божий (или раба Божия) (имя) во оставление грехов его (ее) и в жизнь вечную, аминь”.
После этого диакон или церковнослужитель отирает уста причастника особым платом (платком), причастник благоговейно целует нижний край (основание) чаши и отходит в сторону — туда, где заранее приготавливается церковнослужителями так называемая запивка — кусочки антидора или просфор и вино, смешанное с горячей водой. Каждый из причастников съедает кусочек антидора или просфоры, запивая его вином с водой, и возвращается на свое место в храме, ожидая конца службы, когда, поцеловав вынесенный священником крест, можно выходить из храма.

Младенцев, которых держат на руках для удобства причащения следует заранее положить на правую руку, чтобы диакон или священнослужитель мог помочь священнику причастить ребенка.

Для того, чтобы возблагодарить Господа за великий дар причащения Его Тела и Крови, верующему следует в ближайшее время после причастия прочитать благодарственные молитвы после Святого Причащения, имеющиеся в любом молитвослове.

Каждому из нас следует помнить, что единение со Христом в Таинстве Причащения — величайший благодатный дар, и мы призваны сохранить его в своей душе как можно более долгое время. Поэтому после причастия лучше всего углубиться в молитву, не отвлекаясь на внешние события, не вступая в разговоры и пересуды, тем более не раздражаясь по различным поводам. День после причастия лучше всего провести без излишней суеты, по возможности не занимаясь житейскими заботами, посвящая время молитве, чтению духовно-полезной литературы или добрым делам благотворения, милосердия. Только тогда мы сможем ощутить в своей душе всю глубину и величие Таинства Причащения.

Как готовиться к причащению

Подготовка к Причащению включает в себя:
• соблюдение поста перед причастием;
• посещение вечернего богослужения накануне причастия;
• прочтение определенного молитвенного правила;
• воздержание от пищи и пития в сам день причастия;
• допущение до причастия священником на исповеди;
• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Вначале мы рассмотрим, как эти условия должны выполняться взрослыми людьми, а затем уточним, что изменяется в отношении детей.

Пост перед причастием установлен Церковью для того, чтобы верующие могли приступить к этому святому таинству с очищенной душой и телом. По церковному уставу, перед причастием на протяжении семи дней следует соблюдать строгий пост. Конечно, с учетом условий современной жизни в этом вопросе могут иметь место определенные послабления, поэтому многие духовники считают вполне приемлемым и трехдневный пост. Возможны и другие исключения — однако это является индивидуальным вопросом пастырской практики.

Заметим, что пост перед причастием, как и всякий пост Православной Церкви, подразумевает собой не только воздержание от скоромной пищи и умеренность в употреблении постной, но и удаление от развлечений, большее внимание к своей душе, особое усердие в молитве и душеполезном чтении и некоторые естественные ограничения в семейной жизни — все это в народной церковной традиции называется говением.

Накануне причастия следует приложить все усилия, чтобы побывать на вечернем богослужении в храме (конечно, если такая возможность имеется). Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

Молитвенное правило перед причастием состоит в следующем: накануне дня причастия, вечером, следует кроме молитв на сон грядущим прочитать из молитвослова три канона: покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю, а при особом усердии — и акафист Иисусу Сладчайшему. Можно прочитать и канон из правила ко причащению.

В самый день причащения, кроме утренних молитв, читается правило ко причащению (без канона, если он прочитан заранее).

Для человека, только начинающего церковную жизнь, все это может показаться непосильным бременем (тем более, что и совершение молитвенного правила требует определенного опыта и знаний). Поэтому лучше всего посоветоваться по этому вопросу со священником, который определит вам приемлемый объем молитвенного правила.

Воздержание от пищи и еды требуется от готовящегося причаститься, по церковному уставу, с полуночи. Это требование вполне естественно: нельзя причащаться, принимать в себя Тело и Кровь Христову, когда желудок отягощен пищей. Само собой разумеется, что ограничение касается и курения (для тех, кто подвержен этой привычке); курить с утра перед причастием безусловно не разрешается.
Приходя в церковь, готовившемуся к причащению следует обязательно побывать на исповеди, чтобы быть допущенным к Таинству. Исповедь в нашем храме начинается раньше Божественной литургии, поэтому на нее следует прийти заранее. В некоторых церквах исповедь может совершаться и накануне после вечернего богослужения; такое прохождение исповеди перед причастием (накануне вечером) вполне допустимо, если прошедшее после исповеди время не смущает вас какими-либо укорами совести.

Последнее условие — присутствие на Божественной литургии — подразумевает то, что готовящийся причаститься должен заранее, до начала Богослужения, прийти в храм. Если вы существенно опоздали к началу службы, то лучше — чтобы не вносить в свою душу смущения и не нарушать церковный устав — перенести причащение на следующий раз.

Особенности подготовки к причащению для детей

Главной особенностью является то, что дети до 7-летнего возраста освобождаются Церковью от необходимости исповеди перед причастием (впрочем, если ребенок сам чувствует в этом необходимость — не стоит ему возбранять исповедоваться и до 7-летнего возраста). Начиная с достижения 7-летнего возраста, когда у ребенка появляется сознание ответственности за свои слова и дела, исповедь для детей в любом случае обязательна.

Ограничение в пище и питии (во всяком случае, с утра перед причастием) касается и детей; наша обязанность — объяснить им необходимость воздержания от еды перед причастием. Определенное исключение, может быть, следует сделать для грудных детей; в любом случае не следует кормить их непосредственно перед причастием. Вообще младенцев следует причащать как можно чаще — это приносит большую пользу не только их здоровью, но и последующему духовному воспитанию.

Относительно соблюдения остальных условий общие рекомендации дать достаточно трудно — Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям в соблюдении поста, во всяком случае, до семилетнего возраста (но есть семьи, где даже малолетние дети сами, с большой охотой соблюдают пост); для маленького ребенка стояние на всей достаточно продолжительной службе (в особенности, если в храме много людей) может оказаться непосильным трудом; не всякий ребенок сможет даже выслушать (не говоря уже о самостоятельном чтении) продолжительное правило ко Причащению… Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.
В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.
Можно порекомендовать матерям, готовя ребенка к причащению, самим прочитывать за него молитвенное правило.