Святые таинства
Спасительное (то есть необходимое для спасения души) воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, именуется благодатью. Божественная благодать необходима на всех этапах жизни человека: она начинает (предваряет), продолжает и завершает спасение.
Таинствами мы именуем священные действия, через которые тайным образом благодать, спасительная сила Божия, действует на человека.
Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) пишет о Таинствах Церкви так:
“Через Святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно, как бы прямым путем, в сердце христианина. Святые Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. Благодаря им духовная и благодатная жизнь человека обретает Божественную (объективную) основу и в то же время меру и порядок…
Приступать к Святым Таинствам следует с подготовкой, в подходящем состоянии духа, иначе духовный путь человека может стать мучительным и трудным, а кощунственное отношение к этому источнику благодати грозит прямой гибелью…
В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода“.
Церковных Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.
По изъяснению святителя Филарета, митрополита Московского, значение их состоит в том, что:
“в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную;
в Миропомазании получает благодать духовно возвращающую и укрепляющую;
в Причащении питается духовно;
в Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов;
в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств;
в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей;
в Елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных“