Арбузовский приход в давние времена

Преподобная Евфросиния Московская   В далеком прошлом земли, на которых стоит село Арбузово, принадлежали великой княгине Евдокии, супруге великого князя Димитрия Донского.   Дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича родилась в 1353 году. Изящная и хрупкая, она прославилась своей красотой и тихим нравом. Ее брак с князем московским был очень счастлив. Она родила мужу двенадцать детей, воспитала восьмерых, но сил у нее хватало не только на семью. Книгиня управляла немалым имением, вела хозяйственные расчеты, строила дома погорельцам, жертвовала деньги вдовам, детям, бедствующим. По великим праздникам приходила в дома бедных, приносила им угощения, а во время чумы стала, по сути, первой сестрой милосердия. Князь Дмитрий, тяжело заболев, просил жену в случае его смерти не принимать монашества до совершеннолетия детей, чтобы своим авторитетом помочь им в великокняжеском правлении. И наказ мужа она выполнила. Пока в старшем сыне Василии не почувствовалась рука иволя отца, она фактически руководила страной и показала себя грамотным и справедливым правителем. Когда 400-тысячная армия Тамерлана приблизилась к южной границе Руси, Евдокия принимает решение государственного значения — перенести образ Владимирской Божией Матери из Владимира в Москву. В праздник Благоверный Великий Князь Димитрий ДонскойУспения, под громкий вопль и плачь, владимирцы простились со святыней. В тот же день Всемилостивая заступница православных была в Москве, и в тот же день враг со страхом повернул вспять, гонимый «видением грозного воинства Небесного во главе их ослепительной Царицы».   Однажды враги решили убрать Евдокию с политической арены и оклеветали перед детьми, приписав нецеломудренный образ жизни. Княгине тогда было чуть больше сорока лет. В эту клевету поверили ее старшие сыновья Василий и Юрий, Мать не стала переубеждать их словами. Она просто сняла перед ними часть своих одежд и оказалось, что тело ее было иссохшим от поста, а тяжелые вериги, носимые поверх власяницы мужа, растирали его до крови. Ее молитвенный подвиг духовной жизни — дань памяти мужу, и о нем никто никогда бы не узнал… Но правда открылась. Она попросила сыновей тайну не разглашать, пока Господь не призовет ее в мир горний. Евдокия умерла 7/20 июля 1407 года, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Евфросиния. Вскоре Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых.    По благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия для храма Святой Троицы была написана икона Благоверного князя Димитрия Донского и Преподобной Евфросинии Московской, которую освятили в 2004 году.    f31.JPGВ исторических документах сохранились сведения о том, что в XVIII веке, село Арбузово было дворцовым, то есть принадлежало княжеской фамилии, возможно, на территории села находились дворцовые постройки княжеской семьи, а придворные крестьяне поставляли продукты царскому двору. Так было, пока великая княгиня Евдокия не пожаловала село Арбузово с деревнями, пожнями и водами Владимирскому Рождественному монастырю, во владении которого оно находилось до 1764 года. После отмены монастырких вотчин эти земли были во владении Алябьевых, Головиных, Голицыных, Апраксиных и других дворцовых родов. Часть земель была передана церкви во имя Покрова Пресвятой богородицы.     В Государственном архиве Владимирской области в фонде «Владимирская межевая канцелярия» хранится чертеж села Арбузова, называемый «Геометрический специальный план». Он содержит следующую информацию:        «Геометрический специальный план Владимирского уезда стана села Арбузова церкви Покрова Богородицы с принадлежащими к оному селу пашенными землями и всеми угодьями ее, владению той церкви отведенными и церковнослужителям отданными, прежде бывшими за тою церковью землями, которые ныне состоят в ведомстве Государственной коллегии экономии по межеванию, учиненному 1769 году октября 29 дня первого класса землемером капитаном Евграфом Гордеевым. Обмежеванных от всех смежных и надельных одною окружною межою по исчислению земель состоит пашенной 49 десятин 2 116 квадратных саженей, лесу дровяного 11 десятин 2 095 квадратных саженей, сенного покосу 16 десятин 430 квадратных саженей, под церквями и кладбищами 1 584 квадратные сажени, под поселением, огородами, гуменниками, конопляниками 2 десятины 285 квадратных саженей, под дорогами 1 десятина 1200 квадратных саженей, под речкой 1 120 квадратных саженей, а всего в оной окружной меже 82 десятины 1 684 квадратные сажени. В состоящем же селении по последней ревизии мужеского полу в том селе Арбузове крестьян 16 душ. f21.JPGНа подлинном плане подписано такое межевание землемер первого класса капитан Евграф Гордеев[ым] [нрзб., возможно, «при сем»] межевании были и подписались: ● к сему плану покровский священник Иоанн Васильев руку приложил, ● к сему плану того села покровский священник Иоанн [нрзб.] руку приложил, ● к сему плану покровский дьякон Игнат Яковлев руку приложил, ● к сему плану села Устья николаевский священник Иван Иванов вместо поверенного крестьянина Арбузовской волости  деревни Зубово Ивана Никифорова за неумением в грамоте по его прошению руку приложил, ● к сему плану девицы Натальи Ивановны Алябьевой сельца Братилова поверенный служитель ее Федор Панкратов руку приложил, ● к сему плану дому господина [нрзб.] и ордена Святой Анны кавалера именем Николая Михайловича Голицына жены его именем Екатерины Александровны служитель ее Илья Поляков вместо ее поверенных крестьян госпожи [нрзб.] села Ундола Емельяна Семенова и графинь девиц Натальи и Екатерины Александровых дочерей Головиных того села Ундола Андрея Петрова за неумением в грамоте по прошению руку приложил, ● к сему плану отставного поручика Ивана Петрова сына Бахирева поверенный служитель его Иван Родионов руку приложил, ● к сему плану села Арбузова покровский священник Иоанн Иванов вместо поверенного вотчины отставного офицера Ивана Петрова сына Савина сельца Анфимиха крестьянина его Ивана Козьмина за неумением его грамоте по его прошению руку приложил, ● к сему плану села Устья николаевский священник Иван Иванов вместо нижеписанных понятых и посторонних людей, а именно: лейб-гвардии отставного сержанта Никиты Иванова сына Шитжова сельца Кадыева Ивана Иванова, прежде бывшего владения Спасского монастыря, что ныне ведомства Государственной коллегии Экономии; деревни Вышманово Харитона Михайлова; лейб-гвардии отставного офицера Ивана Яковлева сына Надобнова Агариха сельца; Лазарева Емельяна Лазарева; отставного поручика Ивана Яковлева сына Богданова Славецкой волости деревни Фролихи; Антипа Михайлова Александра Васильева; прежде бывшего владения Владимирского Златовратского Спасского монастыря ныне ведомства Государственной коллегии Экономии деревни Боковино Лаврентия Михайлова Никиты Михайлова; отставного капитана Артамона [нрзб.] сына Солпухова деревни Тонковижа [нрзб.]; Ефрема Михайлова прежде бывшего владения Троице-Сергиевой лавры монастыря Угорской волости деревни Угору; Ильи Петрова; Егора Тихонова деревни Малетеевой Григория Александрова за неумением в грамоте по прошению руку приложил. Масштаб в дюйме 100 саженей». Текст с левой стороны плана и описания межных земель говорит, что от А до В — земли сельца Братилово с пустошами владения девицы Натальи Ивановой дочери Алябьевой, от В до Н — прежде бывшего владения Владимирского Рождественского монастыря, что ныне ведомства Государственной коллегии Экономии с деревнями. Геометрический план стана села Арбузова завершается подписью составителя: «С подлинным свидетельствовал землемер прапорщик Николай Капитонов». До наших дней на территории села сохранились лишь следы дворянских усадеб, которых здесь было несколько. В некоторых исторических источниках упоминается о том, что близ деревни Вышманово некогда был монастырь, от которого в пустоши, называемой «Пустыней», сохранились следы могил.      По сведениям начала XIX в., Арбузовский приход был многочисленным и состоял из 260 дворов с 850 душами мужского пола. Если в те времена на двор приходилось трое мужчин, это свидетельствовало о развитом сельском хозяйстве и других промыслов в этих местах. Роль села Арбузова как духовного центра была связана с его храмами. Они оставили свой значимый след в истории владимирской земли, богатой святынями Русской православной церкви. В документах начала ХVII в. упоминается, что уже тогда в Арбузове была церковь. Из патриарших окладных книг известно, что в 1628 г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Арбузове в вотчине Рождественского монастыря «платила дани рубль два алтына с деньгою». А с 1656 г. «по новому дозору Семена Извольского» арбузовская церковь стала платить дань три рубля. В более поздних документах указывается, что в Арбузове существовала и церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Точные даты постройки и освящения этих церквей пока не удалось установить, но некоторые сведения сохранились в народных преданиях и легендах.           В арбузовском приходе многие знают о чудесных явлениях, связанных со строительством храма в Арбузове. Первое предание говорит о том, что в этих краях было явление Пресвятой Богородицы с простертым над этим местом омофором, после чего был построен и освящен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Второе предание связано с выбором места для строительства храма. Жители окрестных деревень вначале под строительство храма выбрали самое высокое место в округе — холм у деревни Пушнино, с которого открывается красивейший вид. На это место установили закладной камень и икону Покрова Пресвятой Богородицы, отслужили молебен. А наутро чудесным образом камень и икона оказались в Арбузове, на берегу речки Ильинки. Их перенесли на место, выбранное под строительство храма, но на следующий день и камень, и икона снова оказались в Арбузове. Когда чудо повторилось дважды, храм Покрова Пресвятой Богородицы заложили там, куда было указано свыше, — в селе Арбузове.     Интерьер храмаПо архивным источникам начала XIX в., в Арбузове было два деревянных храма: один — Покрова Пресвятой Богородицы, и другой — Святого великомученика Димитрия Солунского. Из документов следует, что в Арбузове деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского с колокольней «по ветхости назад тому лет пять запечатана», а службы проводятся во второй деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Эти сведения опровергают широко распространенное мнение, изложенное во многих изданиях, о том, что в Арбузове сначала был храм Покрова Пресвятой Богородицы, а затем на его месте была построена церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Сегодня по воле Божией в нашем распоряжении есть архивные документы, дающие нам право утверждать, что в селе были две деревянные церкви, причем нужно думать, что деревянная церковь, освященная в честь святого великомученика Димитрия Солунского, была выстроена ранее церкви Покрова Пресвятой Богородицы. При этом не оспаривается факт более раннего появления здесь церкви Покрова Пресвятой Богородицы, а речь идет о постройке самих зданий. Можно предположить, что описываемое здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы было не первым на этом месте, а заново построенное. Интерьер храмаМногочисленным прихожанам храма большого села Арбузова и окрестных деревень в одной церкви стало тесно, они стали мечтать о постройке нового каменного храма. Всеблагий Отец Небесный не оставил нуждающихся Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей.    До наших дней на территории села сохранились лишь следы дворянских усадеб, которых здесь было несколько. В некоторых исторических источниках упоминается о том, что близ деревни Вышманово некогда был монастырь, от которого в пустоши, называемой «Пустыней», сохранились следы могил. По сведениям начала ХIХ в., Арбузовский приход был многочисленным и состоял из 260 дворов с 850 душами мужского пола. Роль села Арбузова как духовного центра была связана с его храмами. В документах начала XVII в. упоминается, что уже тогда в Арбузове была церковь. Это была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Рождественского монастыря. В более поздних документах указывается, что в Арбузове существовала и церковь во имя великомученика Димитрия Солунского.    Покров Пресвятой БогородицыВ арбузовском приходе многие знают о чудесных явлениях, связанных со строительством храма. Первое предание говорит о том, что в этих краях было явление Пресвятой Богородицы с простёртым над этим местом омофором, после чего был построен и освещен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Второе предание связано с выбором места для строительства храма. Жители окрестных деревень вначале под строительство храма выбрали самое высокое место в округе — холм у деревни Пушнино, с которого открывается красивейший вид. На это место установили закладной камень и икону Покрова Пресвятой Богородицы, отслужили молебен. А на утро чудесным образом камень и икона оказались в Арбузове, на берегу речки Ильинки. Их перенесли на место, выбранное под строительство храма, но на следующий день и камень, и икона снова оказались в Арбузове. Когда чудо повторилось дважды, храм Покрова пресвятой Богородицы заложили там, куда было указано свыше. — в селе Арбузове  .