Крещение

Крещение — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.Таким образом, человек, принявший Таинство Крещения, становится членом Церкви; Крещение — начало его новой, христианской жизни. С этого времени о нем можно молиться, он имеет право приступать к другим Таинствам Церкви. На всех путях земной жизни после Крещения ему сопутствует ангел-хранитель, посылаемый от Бога всякому христианину. В Крещении человек очищается от первородного греха — греха прародителей человеческого рода, сообщаемого ему через рождение, а взрослый человек, кроме того, очищается от всех других грехов, совершенных до Крещения.

Таинство Крещения можКрещениеет совершаться над человеком только один раз. Однако, если взрослый человек, желающий креститься, не знает — был ли он крещен во младенчестве или нет, и нет возможности навести справку об этом, то над ним совершается Таинство Крещения по обычному чинопоследованию.

В Православной Церкви Крещение может совершаться над человеком любого возраста без всяких ограничений. Древняя христианская традиция совершать Крещение детей во младенческом возрасте не противоречит духу Евангельского благовестия: в этом случае Крещение совершается по вере родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

В древние времена истории Церкви Крещение совершалось в определенные дни церковного года, свидетельства чего до сих пор сохранились в богослужебной традиции (к примеру, в Великую Субботу). Сейчас Крещение может совершаться в любое время. Естественно, что Крещение не может совершаться заочно или посмертно. Последование Таинства Крещения состоит из нескольких последовательных частей.

 Наречение имени

В прежние времена наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребенка, по образу Господа Иисуса Христа. Сейчас оно происходит непосредственно перед совершением Таинства Крещения, хотя и не входит непосредственно в последование Таинства.

Церковное имя при Крещении нКрещениеарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится нашим Небесным покровителем. Как правило, к моменту совершения Таинства Крещения имя для крещаемого уже выбрано. В этом случае нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Для этого по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет Небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела, а на церковном языке — днем тезоименитства. Такое же правило применяется в том случае, если вы крещены (к примеру, в раннем детстве), однако не знаете, в честь какого святого совершалось Крещение.

Однако случается, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого. Поэтому при совершении Таинства Крещения лучше всего обратиться к священнику с просьбой указать небесного покровителя новокрещенного и дату именин. Очень важно отметить, что именины — день памяти небесного покровителя, день церковного празднования ему, а не день рождения, как обычно понимается в светской традиции. Вообще стоит заметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались — вместо этого отмечали именины.

Важно знать и Крещението, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван — Иоанн, Федор — Феодор, Сергей — Сергий, Алексей — Алексий. Именно церковным именем мы должны называться, приступая к Таинствам Исповеди и Причащения.
В последнее время всё больше появляется родителей, которые называют детей именами, отсутствующими в святцах (например, Алина, Полина, Арина). Все эти имена производные, неполные, простонародные. Поэтому следует в крещении определить святого или святую, в честь которого Вы будете называть своего ребёнка (например: муч. Акилина, Пелагия, Ангелина, Апполинария, Ариадна).
Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.

Оглашение

В первые времена истории Церкви оглашение предшествовало Крещению и могло продолжаться довольно значительное время. Собственно оглашение означало тогда научение основам веры.
Собственно богослужебное последование оглашения состоит из чтения над готовящимся к Крещению особых молитв — “запрещений”, его отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры.

Для того, чтобы понять смысл этих действий, нужно помнить, что вся жизнь христианина — духовная борьба с врагами нашего спасения, бесами, пытающимися повредить духовной жизни человека, склонить его ко греху; как справедливо писал Ф.М. Достоевский, “диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей“. Человек, не принявший Святое Крещение, в гораздо большей степени подвержен этому бесовскому воздействию. Поэтому для того, чтобы в Таинстве Крещения человек мог начать новую, христианскую жизнь, нужно, вначале оградить его от этого воздействия, сделать его настоящим воином Христовым.

    
Именно это и совершается при чтении молитв запрещения; священник обращается к диаволу, указуя на приступающего к Крещению: “Убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем…”.

    Крещение
Однако человек наделен от Бога свободной волей — выбирать благое или злое, путь праведности или путь греха. Поэтому и отречение от диавола, и обращение к Богу должно быть добровольными, свободно изъявленными крещаемым. Согласно последованию оглашения, крещаемый должен сам отречься от сатаны, выразить ему свое презрение через дуновение и плюновение, а затем изъявить свое желание сочетаться, соединиться Христу. Взрослый человек может сделать это сам; за младенца же соответствующие слова должны произносить крестные.

Быть крестным — не только почетно, но и очень ответственно. Не случайно на Руси всегда глубоко чтили и уважали своих крестных родителей, по-церковному именуемых восприемниками (в смысле восприятия человека от купели Крещения). Выбирая восприемников для Крещения, нужно помнить, что, участвуя в Таинстве, они принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, за то, чтобы он вырос достойным и верующим человеком, и что собственно Крещение младенца совершается по вере крестных. Поэтому крестные родители обязательно должны быть православными, церковными людьми (само собой разумеется, крещеными).
Обычно на Крещение приглашают двух восприемников — крестного отца и крестную мать. Возможно и присутствие всего лишь одного крестного (однако он тогда должен обязательно быть того же пола, что и крещаемый). Важно знать, что при совершении Таинства между крестными родителями возникают отношения духовного родства, поэтому они не могут быть супругами. Не могут быть крестными и сами родители ребенка.

При Крещении взрослых людей восприемников может и не быть. В этом случае крестным считается сам священник, совершающий Таинство.

После прочтения молитв-запрещений, во время чего крестные держат младенца на руках, стоя лицом к алтарю (в случае, если крещаемый находится в более взрослом возрасте, крестные стоят сзади него), они поворачиваются в обратную сторону — к западу, символизируя этим обращение лицом к силам, противостоящим Богу. Священник задает вопрос:
“Отрицаешили ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его [бесов], и всего служения его, и всея гордыни его?” — на что крещаемый и крестные (или только крестные) отвечают: “Отрицаюся”. Так повторяется трижды.

Затем священник вопрошает: “Отреклся (или отреклася) ли еси сатаны?” — на что следует ответ крестных и крещаемого “Отрекохся”, что также повторяется трижды.
“И дуни, и плюни на него”, — говорит после этого священник, и крестные с крещаемым дуют и плюют вперед себя, как бы в самого врага нашего спасения.
После этого крестные и крещаемые вновь поворачиваются к востоку, в сторону алтаря, что символизирует обращение к Богу.
“Сочетаваешися ли ся Христу?” — спрашивает священник, на что следует ответ: “Сочетаваюся”, и это вопрошение также повторяется трижды.
Далее следует диалог священника с крестными и крещаемым:
“Сочетался (или сочеталася) ли еси Христу?” — “Сочетахся”.
“И веруеши ли Ему?” — “Верую Ему, яко Царю и Богу”.

Вслед за этим сам крещаемый, или крестные за него должны прочитать Символ веры — исповедание истинной веры, свидетельствующее о том, что новокрещаемый сознательно вступает в Православную Церковь. Очень желательно, чтобы крестные родители знали Символ веры наизусть (собственно, это обязанность каждого верующего христианина) и могли его прочитать.
По церковному уставу, вопрошание о сочетании Христу и чтение Символа веры должно повторяться трижды. После третьего прочтения Символа веры священник трижды вопрошает: “Сочетался ли еси Христу”, на что следует троекратный ответ: “Сочетался”. Затем, после слов священника: “И поклонися Ему”, новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: “Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней”. После этого священник читает особую молитву, и оглашение заканчивается.
.Крещение

Последование Крещения

Последование Крещения начинается сразу после окончания оглашения. Все это время крещаемый и крестные стоят с зажженными свечами в руках. После возгласа священника “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков” и произнесения им особой ектений, в которой кроме традиционных молений содержатся особые молитвенные прошения о воде, в которой будет совершаться Таинство Крещения, и о самом новокрещаемом, совершается освящение воды в купели.

С древних времен вода была символом очищения, а погружение в нее — знамением покаяния. Вместе с этим она была и символом жизни — как необходимая материя для существования человека. Поэтому Господь, избрав воду как вещество Таинства Крещения, придает связанным с ней символам действенную силу. По слову святителя Кирилла Иерусалимского, после освящения вода становится для крещаемого “гробом и матерью”; гробом — потому, что, войдя в купель, человек своим прошлым естеством соединяется со смертью Христовой, а матерью потому, что через такую крещальную смерть совершается рождение нового, духовного человека.

На практике Крещение младенцев совершается погружением их в купель — особый большой круглый сосуд с высоко поднятыми краями.

После освящения воды для Крещения совершается помазание этой воды, а затем и крещаемого освященным елеем (маслом), который является символом исцеления и здоровья, примирения и мира. Наконец, наступает главный момент Таинства Крещения: крещаемый троекратно погружается священником в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминъ. И Святаго Духа, аминъ”. В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного (воспринять, отсюда и слово “восприемник”) от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду (которую родителям и крестным следует приготовить заранее) как символ чистой, незапятнанной грехом христианской души; на него надевается нательный крест — знамение принадлежности к Церкви Христовой. Сразу после этого совершается другое Таинство — Таинство Миропомазания.

После совершения Таинства Миропомазания священник с крестом в руке и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. При этом трижды поется тропарь: “Елицы [те, кто] во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия“. Затем читаются зачало из послания святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 6, 3 — 11), посвященное теме Крещения, и зачало Евангелия от Матфея (Мф. 28, 16 — 20) — о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во времена древней Церкви последование Крещения на этом прекращалось. Новокрещенные семь дней ходили в белых крещальных одеждах, помазанные Святым Миром; лишь на восьмой день с них омывалось Миро, совершалось пострижение волос и начиналась обыденная жизнь.
Сейчас омовение Святого Мира и пострижение волос совершаются непосредственно после Крещения, однако до сих пор они сохранили богослужебное название “обрядов восьмого дня”.
Миро омывается священнКрещениеиком с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: “Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь” (с соответствующим изменением слов при омовении крестившейся женского пола).

Для пострижения волос заранее готовится небольшой кусочек воска (обычно отделяемый от свечи), который разминается в лепешку. Священник, Крестообразно постригая волосы новокрещенного (то есть выстригая по прядке с четырех сторон головы) с произнесением слов: “Постригается раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь”, складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Господу в благодарение за начало новой, духовной жизни.

После произнесения молебных прошений о крестных родителях и новокрещенном и произнесении отпуста (на котором обязательно поминается святой, ставший Небесным покровителем крестившегося) Таинство Крещения завершается. Обычно сразу же за этим следует воцерковление (которое, собственно, положено совершать над младенцем на сороковой день после рождения), обозначающее его первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (последнее — только для младенцев мужского пола), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образу . Взрослые люди, сопровождаемые священником, проделывают этот путь сами.

   
Практические советы

Обычно Таинство Крещения совершается в нашем храме

         суббота   в 12-00 и в воскресенье  в 7-00

   
В любом случае следует обязательно заранее посетить церковь , или позвонить по телефону  (49242) 3-42-92, выяснить, к какому времени приходить и что необходимо иметь с собой. Во многих храмах сейчас можно приобрести специальные крещальные комплекты, предназначенные для совершения Таинства Крещения.

  
Крёстные — это те люди, которые будут отвечать перед Богом за душу своего восприемника. Поэтому они должны быть настоящими православными христианами, то есть систематически ходить в храм, молиться дома, приступать к Таинствам Церкви. Бывает так, что среди родственников и друзей таковых не обретается и родители оказываются в сложном положении. Формально крестить не хочется, а подходящих людей нет. В этом случае надо выбрать наиболее близко расположенных к Церкви. Для них это будет хороший повод изменить своё отношение к Богу и ко спасению собственной души. Только надо им потрудиться. Прочитать необходимую литературу, выучить хотя бы одну молитву «Отче наш…», изучить «Символ веры» — краткое изложение нашей Православной веры. Хорошо было бы им с надлежащей подготовкой исповедоваться и причаститься. И в последующем времени не ослабевать в совершенстве жизни и веры, усердно молиться за своего восприемника, подавая ему добрый пример христианской жизни.
При крещении взрослого человека предварительно должна состояться беседа со священником, где определяется степень его готовности. При необходимости выдаётся нужная литература для изучения.
Взрослых в нашем храме крестят полным погружением. К этому тоже надо подготовиться.

После совершения Крещения в ближайшее время следует причастить крестившегося Святых Христовых Таин. Поэтому взрослому человеку, приступающему к Таинству Крещения (если оно совершается во время или сразу после Божественной Литургии), желательно с утра воздержаться от еды и питья, чтобы иметь возможность сразу же после Крещения приступить к Причастию.
В том случае, если вы приобрели нательный крестик для крещаемого в светской торговле, его надо освятить. Не забудьте проверить, одеты ли нательные крестики у приглашенных вами крестных.

При совершении Таинства Крещения над младенцем нельзя забывать и о том, что по правилу, унаследованному Церковью с ветхозаветных времен, женщина после родов на протяжении сорока дней не может входить в церковь. По истечении сорокадневного периода, после прочтения над ней священником особой молитвы, именуемой молитвой сорокового дня или — по-народному — “сороковой молитвой”, она может посещать храм без ограничений. Поэтому, если младенец не достиг сорокадневного возраста, то его матери придется воздержаться от входа в храм. Если же младенец старше 40 дней и над матерью молитва сорокового дня ранее не читалась, то для ее присутствия при Таинстве следует вначале, предупредив заранее священника, совершить прочтение молитвы сорокового дня.